в Европейском суде
по правам человека 
ЗАКОННОСТЬ ИЗБРАНИЯ В 1996 ГОДУ ЮРИЯ ЛУЖКОВА МЭРОМ МОСКВЫ ПОСТАВЛЕНА ПОД СОМНЕНИЕ.
Два гражданина России довели это дело до рассмотрения в Европейском суде
по правам человека.
В 1996 году Юрий Лужков был триумфально избран мэром Москвы при почти абсолютной поддержке избирателей. Те выборы послужили катализатором политического расцвета столичного градоначальника, и его карьерная звезда стала сиять все ярче и ярче.
За три прошедших года он, опираясь на свой важнейший в российской иерархии пост, сильнейшим образом укрепился в федеральных органах власти, которые расположены на "его" территории. Пользуясь своим статусом, московский мэр стал одной из самых заметных фигур и в составе Совета Федерации: к его мнению чутко прислушивается региональная элита. Даже в нижней палате парламента - Государственной Думе - есть депутаты, которые отстаивают его интересы в законодательной власти.
Укрепляя свой политический авторитет во всех структурах и ветвях власти, Юрий Лужков параллельно выстраивал свои экономические бастионы. Мэр столицы, на которую приходится около 70% всех капиталов России, уже стал политически приоритетной фигурой для деловой элиты страны. Но при этом у
Лужкова есть своя собственная огромная финансовая структура, на которую он опирается. Это АФК "Система", по объему активов входящая в десятку крупнейших компаний страны. Наконец, в последние месяцы на мэра стал работать разветвленный медиа-холдинг, созданный им преимущественно в политических целях.
Все эти достижения позволили Юрию Лужкову реально стать политиком номер два в национальной табели о рангах. Более того, московский градоначальник стал одним из наиболее вероятных претендентов на победу в президентских
выборах 2000 года. Одним словом, Юрий Лужков находится сегодня на пике своей политической карьеры. А в его короне блестящих побед отсутствует только один, самый крупный и желанный бриллиант - президентский.
И вот проделав такой фантастический, усеянный политическими успехами путь, Юрий Лужков рискует оказаться колоссом на глиняных ногах. Сомнению подвергнута основа основ феномена Лужкова - его статус и легитимность избрания мэром Москвы в теперь уже далеком 1996 году. Причем дело здесь не во внутрироссийских политических или юридических коллизиях.
Легитимность Лужкова в качестве мэра столицы России подвергнута сомнению на международном уровне.

Месяц назад, 18 января 1999 года, Секретариат Европейского суда по правам человека зарегистрировал под номером 45464/99 жалобу граждан России, которые оспаривают законность результатов выборов мэра Москвы в 1996 году. Если Европейский суд признает незаконность пребывания Лужкова на
посту мэра, то тем самым незаконными будут признаны все его решения в течение последних трех лет. В одночасье все достижения мэра окажутся мифом, и доказать обратное не помогут ему ни его средства массовой информации, ни деньги, ни его связи в федеральных структурах власти. А
предыстория этого такова.
В конце 1993 года в Москве состоялись выборы депутатов Московской городской Думы со сроком полномочий два года. В полном соответствии со сроком полномочий депутатов данной Думы 28 августа 1995 года Юрий Лужков издал распоряжение N 440-РМ "О выборах депутатов Московской городской
Думы", по которому новые выборы городского Законодательного собрания были назначены на 17 декабря 1995 года.
Однако спустя всего 10 дней столичный мэр направил письмо к городским депутатам с предложением продлить их полномочия еще на два года. А уже 27 сентября того же года Мосгордума приняла соответствующее постановление "О перенесении срока выборов депутатов Мосгордумы", которым она законодательно утвердила предложение мэра. В свою очередь, 9 октября того
же года Юрий Лужков отменил свое вышеупомянутое распоряжение N 440-РМ, одобрив тем самым решение своих депутатов. Выборы, таким образом, были перенесены на два года.
Свои решения и Мосгордума, и Юрий Лужков мотивировали подписанным незадолго до этих событий Указом президента РФ от 17 сентября 1995 года N 951 "О выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления". Этим указом было рекомендовано провести в
декабре 1997 года выборы представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации, срок полномочий которых истекает в 1995 и в 1996 годах.
Таким образом, депутатские выборы в Москве состоялись в 1997-м, а вовсе не в 1995 году. Несмотря на кажущуюся солидность документов, которые регламентировали сроки проведения этих выборов, два избирателя столицы - Владимир Воронин и Евгений Шименков - посчитали, что в данном случае грубо
нарушено законодательство. По их мнению, Мосгордума созыва 1993 года неправомерно продлила свои собственные полномочия на два года. Поэтому в апреле 1996 года Воронин и Шименков обжаловали действия московских властей (Лужкова и депутатов) в Московском городском суде.
Московский городской суд отказался тогда возбудить гражданское дело по заявлению двух избирателей. Но Воронин и Шименков на этом не остановились и обжаловали определение Мосгорсуда в кассационной инстанции Верховного суда РФ. 15 мая 1996 года Верховный суд РФ отменил определение Мосгорсуда, и дело было направлено на рассмотрение в Мосгорсуд по первой инстанции.
Спустя несколько месяцев - в октябре 1996 года - определением Мосгорсуда Воронину и Шименкову в жалобе вновь было отказано. И вновь избиратели обратились в Верховный суд РФ. Уже следующей весной - в мае 1997 года - Верховный суд удовлетворил кассационную жалобу Шименкова, определение Мосгорсуда было отменено и еще раз передано в городской суд на новое рассмотрение.
Летом того же года (24 июня) решением Мосгорсуда жалоба
Воронина и Шименкова была удовлетворена частично. Удивительно, но это половинчатое решение не устроило ни этих избирателей, ни московские власти.
Суд установил, что решения московских властей, как и Думы, так
и мэра, о переносе выборов на два года "подлежат отмене, как
нарушающие избирательные права граждан, ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Принимая свое решении, суд исходил из статьи 32 Конституции РФ, а также статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 21 Всеобщей Декларации прав человека. Эти статьи декларируют неотъемлемое право каждого человека голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах.
Приняв такое смелое решение, суд при этом отказался признать нелегитимность всех принятых правовых актов в Москве после несостоявшихся 17 декабря 1995 года выборов. То есть суд фактически постановил, что выборы были перенесены незаконно, но последующая деятельность вроде бы незаконно избранной власти является полностью легитимной.
Выходит, что Мосгорсуд принял политическое, а не юридическое решение по принципу "и волки сыты, и овцы целы". Если бы суд пошел до конца, то ему пришлось бы признать и нелегитимность избрания Юрия Лужкова мэром Москвы в 1996 году, поскольку решение о дате этих выборов принимала нелегитимная на тот момент Дума.
Вот поэтому на так называемую "удовлетворенную" часть
жалобы мэр Москвы и представитель Мосгордумы подали свою
кассационную жалобу, а "неудовлетворенная" часть жалобы была обжалована Ворониным и Шименковым. 16 сентября 1997 года Верховный суд РФ оставил решение Мосгорсуда в силе (с незначительными изменениями), а кассационные жалобы без удовлетворения.
Воронин и Шименков на этом не остановились и обратились в
надзорные инстанции - вновь в Верховный суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ Все надзорные инстанции не удовлетворили надзорные жалобы протестующих избирателей.
И именно по этой причине Воронин и Шименков, как только
представилась возможность, обратились в Европейский суд по
правам человека В своем заявлении в адрес Европейского суда
россияне заявили о том, что преследуют следующие результаты.
Во-первых, им нужно "полное, объективное и справедливое рассмотрение" их заявления.
Во-вторых, они требуют признать нелегитимными решения
московских властей о переносе выборов, обязать бывших депутатов Мосгордумы вернуть зарплату в бюджет за период с 17 декабря 1995 года и возбудить уголовное дело против бывших депутатов Мосгордумы "за противоправное продление себе срока полномочий на два года и воспрепятствование осуществлению жителями города Москвы своих избирательных прав".
В-третьих, Шименков и Воронин требуют отменить результаты
выборов мэра Москвы в 1996 году "как назначенных незаконным
составом депутатов Мосгордумы".
В-четвертых, избиратели добиваются отмены результатов выборов депутатов Мосгордумы 14 декабря 1997 года "как назначенных мэром Москвы, избранным на незаконно назначенных выборах, по согласованию с незаконным
составом депутатов Мосгордумы".
В-пятых, Воронин и Шименков требуют "восстановить право
на судебную защиту".
И шестой пункт их требований носит политический характер:
"Обязать президента России Ельцина Б.Н. неукоснительно выполнять конституционные обязанности по защите конституционных прав граждан".
Как уже было отмечено, Европейский суд по правам человека
в Страсбурге принял к рассмотрению жалобу российских граждан Воронина и Шименкова. Сделано это было ровно месяц
назад. Удивительно, но обо всей этой коллизии с нелегитимностью выборов в Москве широкая общественность до сих пор не знает. А ведь дело стоит того, чтобы о нем знали все.
Уже сейчас ясно, что московским властям, и прежде всего Юрию Лужкову, не избежать широкого международного скандала. Даже если Страсбургский суд в своих решениях не пойдет дальше Мосгорсуда и довольствуется признанием только лишь незаконности переноса депутатских выборов и незаконности избрания Лужкова мэром, репутация столичного
градоначальника будет сильнейшим образом подмочена, ибо тогда окажется, что в течение почти трех лет везущий российский политик занимал свой пост, мягко говоря, нелегитимно.
Анита Тверская
(С) "Независимая газета" (НГ),
Номер 030 (1846) от 19 февраля 1999 г.,
Перепечатка за рубежом допускается по соглашению с редакцией.
Ссылка на "НГ" и ЭВНГ обязательна.
Справки по адресу: evng@ng.ru
http://www.glasnet.ru/ng

|